Мы часто смотрим на машины спереди, сбоку, сзади, но редко взираем на крышу. Если взглянуть сверху на внедорожник, минивэн или кроссовер, можно увидеть, что крыша рифленая. Не у всех моделей, наверное, так задумано, но примеров хватает. Зачем это нужно?
Если приглядеться внимательнее, можно вывести закономерность: рифленые крыши опираются на довольно высокие стойки кузова. Площадь самой крыши достаточно велика – на порядок больше, нежели у простого легкового автомобиля.
Оказалось, вот почему у внедорожников рифленые крыши, такая конструкция повышает жесткость, а с ней и безопасность в случае переворота. Потолок с ребрами может выдержать более высокие нагрузки, деформируется меньше. Можно сказать, что рифленая крыша внедорожника помогает увеличить жесткости на кручение. Это полезно не только в ДТП, но и в обычной эксплуатации. Весьма тяжелый объемный кузов получил дополнительную защиту от перекоса, особенно если это несущий кузов кроссовера.
Еще проштамповки на крыше внедорожника решают аэродинамические задачи. Еще на стадии разработки современные автомобили проходят через аэродинамическую трубу. Инженерам важно понять, как снизить коэффициент аэродинамического сопротивления, а вместе с ним и расход топлива на автомобиле, что немаловажно.
Иногда продувка кузова автомобиля в аэродинамической трубе показывает завихрения воздуха вокруг машины. Чтобы убрать их, меняют форму зеркал, бамперов, по-другому наклоняют стойки кузова, монтируют аэродинамические обвесы, а также делают рифление на крыше внедорожника или другой машины. Эти ребра на крыше автомобиля не дают воздуху закручиваться. В итоге улучшается не только аэродинамика, но и управляемость и курсовая устойчивость машины.
У небольших машин жесткость крыши вполне достаточная как для безопасности, так и для всего прочего. Сделать хорошие аэродинамические показатели у приземистой легковушки намного проще, чем у огромного «джипа» с рамным кузовом и большим дорожным просветом. Тем более, ребра все равно есть – просто они сделаны внутри, под обшивкой потолка.
Крыша машины не может быть просто гладким листом, ведь толщина кузова составляет менее 1 мм – почти как у кровельного железа.