Когда у водителя есть автомобиль, все думают лишь о его пользе, которую он приносит владельцу. Но, помимо этого автомобиль способен очень сильно навредить. Больше всего страдает окружающая среда. Именно поэтому и было придумано использовать в автомобиле каталитический нейтрализатор. Данная система нужна в автомобиле для того, чтобы уменьшить количество вредоносных веществ, которые вырабатывает автомобиль. Но, как и на любой другой элемент в автомобиле мы лишь обращаем внимание на катализатор тогда, когда он ломается. Как вы понимаете, данная запчасть автомобиля очень важна. Именно поэтому необходимо уметь не только чинить ее, но и вовремя заметить неполадки в работе. Сегодня мы вас этому научим. Диагностика в принципе не сложная, если делать все строго по изложенному нами плану.
Поломка
Внешне катализатор можно заметить глядя на выхлопную систему. Если в ней есть место немного шире обычного, значит там и находится наше устройство. Именно внутри этой оболочки и находится каталитический элемент. Этот элемент имеет специальное покрытие металлами. Для опыления используются лишь металлы из платиновой группы. Внешне данный элемент напоминает цилиндр. Что касается структуры, то она напоминает соты. Чем больше будет подобных сот, тем больше будет точка соприкосновения с ними выхлопных газов. Следовательно, большее количество газов будет подвержено очистке.
Диаметр рабочих сот небольшой. В этом то и есть главный недостаток катализатора. Они очень быстро забиваются, особенно, если пользоваться некачественным топливом или маслом. После такого засора машина перестанет «дышать полной грудью». Выхлопные газы не выходят должным образом и проблема может здорово усугубиться. Камера будет плохо продуваться, что повлияет на сгорание топлива, а именно — оно будет сгорать не в полном объеме. Соответственно, расход топлива будет непомерно расти. Некоторые водители доводят каталитическую систему до того, что соты плавятся. Если такое случится, то вас ждут большие проблемы.
Если углубиться в изучение проблемы, то станет понятно, что существует всего два случая, когда катализатор приходит в негодность. Первый заключается в засорении катализатора, что в свою очередь влечет за собой засорение сот. А во втором случае проблема будет заключаться в покрытии, которое не выдержало частых столкновений с выхлопными газами.
Причины
Катализатор нельзя назвать недолговечным прибором. При правильной эксплуатации он вам прослужить минимум 200 000 километров пробега. Но, случается так, что преждевременная поломка может внезапно вас посетить. И дело не в самом устройстве. От такого не застрахована ни одна автомобильная деталь. Но, мы выяснили для вас самые главные причины, которые влияют на быстрый выход из строя катализатора.
Самая распространенная причина для поломки катализатора — некачественное топливо.
Парадокс, но на неисправность данного устройства может повлиять турбина. А сделать это она может через увеличенный расход масла. Осадок после сгорания масла будет оседать на сотах, что приведет к их засорению.
Если с мотором какие-то проблемы, то он тоже может послужить причиной для нашей проблемы. Скорее всего дело в неправильной регулировки зажигания.
Реже, но тоже не исключено, что катализатор просто напросто поврежден каким-либо внешним раздражителем. К примеру, могла произойти мелкая авария, которая особого вреда автомобилю не принесла, но катализатор мог пострадать.
Резкая климатическая смена может быть одной из причин для поломки системы катализатора. Чаще всего случается это по причине резкого охлаждения.
Хотелось бы уточнить, что чрезмерное увеличение расхода масла и использование некачественного топлива могут вывести из строя катализатор, лишь при длительной эксплуатации в этих условиях. Любая причина, кроме прямого механического повреждения, будет свидетельствовать о том, что на катализатор долгое время влиял какой то негативный фактор.
О чем говорит поломка катализатора?
Большинство водителей не обращают внимания на признаки износа катализатора лишь по той причине, что считают его только защитником окружающей среды и не больше. Естественно есть и такие, которые вообще понятия не имеют о признаках износа катализатора, но к счастью их очень мало.
Но, игнорировать проблему с работой катализатора ни в коем случае нельзя. Ведь кроме защиты окружающей среды, катализатор выполняет важнейшую роль при диагностики мотора. Представьте, что в вашем автомобиле установлен бесплатный диагност двигателя, а вы его игнорируете. Вот почему стоит прислушиваться к его сигналам о неполадке. Возможно, что с самим катализатором все в порядке, а вот с мотором или с настройкой зажигания есть какие-то проблемы.
С неисправным катализатором у вас обязательно увеличится расход топлива. Давайте рассудим логически: если катализатор засорился, то выхлопные газы сталкиваются с большим сопротивлением, а значит водитель вынужден будет давить на педаль газа сильнее, что скорости автомобилю не придаст, но топлива при этом сожрет не мало.
Если сопротивление стало выше, соответственно и температура в этой самой выхлопной системе станет выше. Такая проблема очень негативно скажется на двигателе. А если силовой агрегат работает в паре с турбонаддувом, то большой проблемы точно не избежать.
Не частые признаки износа
Некоторые, уже более опытные водители, способны определить неисправность выхлопной системы по поведению автомобиля на дороге. При забитом катализаторе может ухудшаться динамика разгона. Также, неисправный катализатор может повлиять на общую мощность и она значительно снизится. У некоторых водителей при сломанном катализаторе силовой агрегат даже не сможет набрать максимальные обороты. Наличие неприятного запаха из выхлопной трубы может нам говорить о преждевременном выходе из строя катализатора. Интересно, что при наличии такого едкого запаха с запуском машины проблем не будет.
Значение «Check Engine»
Когда-то мы уже упоминали про это предупреждение, которое будет говорить нам о проблемах с силовым агрегатом. Для выяснения точной проблемы с автомобилем, нам необходимо узнать код ошибки.
Диагностика катализатора
Но, уверен вам, как и мне, лучше избежать проблемы или определить ее в начальной стадии, чем потом иметь дело с серьезными неполадками.
Существуют методы, которые помогут вам определить неисправность катализатора.
Первый способ проверки будет заключается в наборе максимальных оборотов на двигателе. Необходимо в каждом скоростном режиме (низкие, средние, высокие обороты) выжать на максимум педаль акселератора. При таком режиме работы провалов у двигателя быть не должно. Если они присутствуют, пускай и не очень явные, однозначно необходимо проводить ремонт.
Следующий способ заключается в использовании телесного контакта. Вам нужно будет дотронуться до выхлопной трубы и запустить двигатель на «холостую». Постоянного ровного потока выхлопных газов быть не должно. Работа системы заключается в том, что каждый цилиндр поочередно будет выталкивать выхлопные газы. Если Вы этого не ощущаете, значит катализатор точно забит.
Последний способ диагностики катализатора будет заключается в визуальном осмотре. Только для этого нам придется добраться до каталитического элемента, чтобы вы смогли его увидеть. Теперь вооружившись фонариком вы сможете проверить состояние сот. Но помните, что такая проверка хороша тогда, когда для ее причины не послужил сигнал «Check Engine». Дело в том, что при этом сигнале проверка может оказаться обманчивой. Визуально соты могут быть абсолютно чистыми, а вот со слоем металлов могут быть проблемы.